ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ КАК ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Пояснительная записка
Быстрый рост объема информации, которой необходимо овладеть, требует создания и использования новых эффективных средств обучения.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
Быстрый рост объема информации, которой необходимо овладеть, требует создания и использования новых эффективных средств обучения.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
- пассивная
- обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и
смотрит);
- активная-обучаемый
выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа,
творческие задания);
- интерактивная
- ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в
процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Перед современным образованием стоит задача поиска
новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть
развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого
мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности,
различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же
проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной
аргументированной позиции.
Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа
в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством
поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают и
разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные
на Интернет. Информационные технологии помогают создать новую обучающую
окружающую обстановку, в которой учащиеся являются вовлеченными, способными
принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование
их собственного знания. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем.
Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и
поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру.
Учителями уже накоплен определенный опыт использования
ресурсов Интернет в организации самостоятельной работы учащихся. Прежде всего –
это использование Интернета при выполнении индивидуальных или групповых
исследовательских работ. При этом имеется в виду именно самостоятельная
исследовательская работа. Исследовательская методика с трудом “вписывается” во
временные рамки обычного занятия. Большая часть времени, затрачиваемого на
поиск информации, ее обработку и анализ, а также на подготовку результатов
исследования к презентации на занятии, приходится на внеурочное время. Такой
способ интеграции Интернета в обучение называется веб-квест.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков
аналитического и творческого мышления; учитель, создающий данный проект, должен
обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной
компетенции.
Особенностью веб-квестов является то, что часть
информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или
групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах.
Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в
едином информационном пространстве, для которого не является существенным
фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся
дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить
какую-либо проблему,используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются
учителем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми
системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные
веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческиеработы в
электронной, печатной или устной форме.
Веб-квесты построены на основе современных
информационных технологий и используют богатство и безграничность
информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных
целях. В целях повышения мотивации при изучении той или иной темы, учащиеся приобщаются
к современным технологиям, максимально используя возможности Интернета в
приобретении знаний из аутентичных источников. По сути, основой веб-квестов
является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в
США. Её называли также методом проблем, и связывалась она с идеями
гуманистического направления в философии и образовании, разработанными
американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был
предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором
образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал
инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при
преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Веб-квесты
могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть
межпредметными, Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:
- По
длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
- По
предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
- По типу
заданий, выполняемых учащимися: пересказ, компиляционные, загадки,
журналистские, конструкторские, творческие, решение спорных проблем,
убеждающие, самопознание, аналитические, оценочные, научные.
Структура веб-квеста
Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Этапы работы над веб-квестом
Выделяют следующие этапы работы над веб-квестом:
1. На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Темы подбираются так, чтобы при работе над ними школьник углубил свои знания по изучаемому предмету или приобрел новые знания. Темы должны быть интересны и полезны для учащихся, чтобы ученик мог выбрать себе дело по душе и работать, сознавая необходимость решения поставленной проблемы. Одну и ту же тему могут выбрать несколько учеников, тем интереснее будет обсуждение результатов, поскольку работы могут освещать тему с разных точек зрения. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Возможна работа в группах при выполнении заданий.
2. На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки учащихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Ученики приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных проблем. Накопленный опыт последовательных действий под руководством учителя поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной исследовательской деятельности в мировом информационном пространстве.
3. На этапе оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде web – сайта, html – странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта.
4. Обсуждение результатов работы над веб-квестами можно провести в виде конференции, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией. В завершении работы над заданием, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
5. Работа с веб-квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, её можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор и эрудицию. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web–сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
Выделяют следующие этапы работы над веб-квестом:
1. На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Темы подбираются так, чтобы при работе над ними школьник углубил свои знания по изучаемому предмету или приобрел новые знания. Темы должны быть интересны и полезны для учащихся, чтобы ученик мог выбрать себе дело по душе и работать, сознавая необходимость решения поставленной проблемы. Одну и ту же тему могут выбрать несколько учеников, тем интереснее будет обсуждение результатов, поскольку работы могут освещать тему с разных точек зрения. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Возможна работа в группах при выполнении заданий.
2. На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки учащихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Ученики приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных проблем. Накопленный опыт последовательных действий под руководством учителя поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной исследовательской деятельности в мировом информационном пространстве.
3. На этапе оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде web – сайта, html – странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта.
4. Обсуждение результатов работы над веб-квестами можно провести в виде конференции, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией. В завершении работы над заданием, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
5. Работа с веб-квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, её можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор и эрудицию. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web–сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
- Использование
информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для
поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде
компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
- самообучение
и самоорганизация;
- работа
в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь,
взаимоконтроль);
- умение
находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять
наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык
публичных выступлений (обязательно проведение анализа работы с вопросами,
дискуссией)
Чтобы четко представлять себе, как работать над
веб-квестом, сначала попытаемся дать ответ на вопрос: «Зачем нужно использовать
web-квесты?»
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ, а для учителей, которые впервые используют Интернет на уроке, технология web-квестов - относительно легкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях. Перечислю ее главные достоинства:
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ, а для учителей, которые впервые используют Интернет на уроке, технология web-квестов - относительно легкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях. Перечислю ее главные достоинства:
- web-квесты
дают учителю ясный образец того, как проводить проектную работу;
- модель
работы с web-квестами используют огромное число учителей в самых разных
странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок. Начать
можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или,
может быть, слегка изменив);
- в
Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям,
желающим создавать свои собственные web-квесты, различные задания, которые
подходят к предложенной технологии, массу методических советов для
учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании web-квеста, а
также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
- учитель
предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении
задания. В итоге на поиск необходимой информации они тратят меньше
времени, чем на выполнение задания;
- и
наконец, возможно, одна из самых главных причин, почему следует
использовать технологию web-квестов при обучении, - это то, что многие
Ваши ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для
повышения знаний по предмету.
Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и
интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических
задач:
- Участник
квеста учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного
материала преподавателем.
- Создает
возможность развитию навыков общения Интернета, тем самым, реализуя
основную функцию– коммуникативную.
- Веб
– квест поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и
оценки
- Участник
квеста получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы
своих творческих способностей и умений;
- Участник
квеста учится использовать информационное пространство сети Интернет для
расширения сферы своей творческой деятельности;
- Размещение
Web-квестов в реальной сети позволяет значительно повысить мотивацию
учащихся для достижения наилучших учебных результатов.
Трудности и проблемы. В реальности,
конечно же, картина не столь радужная, и существует немало трудностей:
- Для
выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
- Технология
web-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной
грамотности; медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых
ресурсов (например, видеоматериалов);
Сегодня цели образования заставляют выбирать
способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации
работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию,
использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать,
организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных
технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования,
и в освоении и усовершенствовании знаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий